
Поправки в закон "О кредитной истории"
Очередные поправки в закон «О кредитной истории» затронули не только каждого заемщика, который хоть раз когда-либо брал кредит, но и вообще всех граждан. Потому что сегодня долги по любым денежным обязательствам, будь то коммунальные платежи, плата за интернет, алименты и прочее, будут отражены в соответствующем пункте кредитной истории. Иначе говоря, любая негативная информация, связаная с неисполнением гражданином своих долговых обязательств, будет фиксироваться в базе данных НБКИ.
И это, собственно говоря, очень правильно.
Логика здесь совершенно прозрачна: если ты способен сшельмовать по мелочи, значит и в более крупных сделках тебе доверять нельзя. Подобная практика внесения "элементов ненадежности" клиента в общее хранилище информации давно уже существует за рубежом. Например, чтобы снять жилье, гражданина попросят предоставить выписку о его "кредитонадежности", потому что арендодателю необходима гарантия, а гарантию может дать только фактологическая информация, скрепленная печатью официальной организации.
Банки тоже теперь не смогут немотивированно отказывать в предоставлении кредитов, при всяком случае отказа они должны будут указать весомые причины, мешающие облагодетельствовать заемщика финансовой помощью.
Не все так просто для клиента
Но не все так просто. У нас, в России, всегда принимаются поспешные решения. Временами настолько не продуманные, что уже начинаешь сомневаться, а компетентны ли законотворцы вообще в данной области?
Вся эта информация о клиентах, точнее, о их привычках не платить по счетам, дело хорошее. Но представьте себе, какой наплыв ожидает ту же НБКИ, если туда будут направляться огромные массивы сведений о всех более ста миллионах граждан, которые регулярно что-то просрочивают, недоплачивают, а то вообще не желают платить?
Бардак с обработкой этой информации будет космический. Поскольку для обработки и передачи такого объема сведений необходимы современное программное обеспечение и супермощные сервера, к ним паровозом цепляются дополнительные рабочие места для тех, кто будет все эти новшества обслуживать. Потратиться на это нужно существенно, а тратиться у нас на такие вещи не любят. У нас считается, что главное, отдать приказ, а дальше все само заработает. Вперед смотреть не надо.
Второе, не проработана процедура передачи информации. Сегодня, чтобы запись о долгах клиента появилась в КИ, нужно на самом деле потратить много времени и сил. Для этого надо не платить достаточно долгий срок и довести дело до суда. Затем этот суд надо стоически проиграть, а вынесенное судом предписание игнорировать более десяти дней. И только после этого организация, которой вы не платили, может настучать на вас в НБКИ. То есть, пройдет немало времени, пока клиента пометят черной меткой, а за это время он сможет набрать кредитов или наоборот, попытаться все изменить. К примеру, вдруг начав платить. Чувствуете, какой документооборот начнется?
И для банков тоже непросто
А банки тоже сегодня неплохо подстрахованы в части причин, по которым они могут отказать клиенту. Центробанк не уточнил конкретно, какие причины могут стать основанием в отказе. Мы имеем только мутные формулировки, которые можно трактовать вольно до безобразия.
Например, термин "кредитная политика", из-за которой банк может не дать кредита заемщику. Что сие конкретно означает? Есть ли какие-то более конкретные параметры, по которым можно структурировать до состояния прозрачности эту "кредитную политику"? Нету таких параметров, а есть лишь общая формулировка, ссылаясь на которую можно даже отказать в кредите самому себе, и все будет в рамках закона.
Иными словами, данные изменения, внесенные в закон, дают больше вопросов, чем ответов. Но в любом случае, сегодня уже надо подходить крайне осторожно к оценке своих возможностей перед походом в банк за кредитными деньгами.
- Последнее обновление: .