От мошеннических действий с пластиковыми картами или банковскими счетами никто не застрахован. Мошенники - профессионалы в своем незаконном деле, а в силу этого совершенствуются постоянно, используя социальную инженерию и технологические новации для своих корыстных целей.

Казалось бы, клиент защищен законодательством на случай хищения средств с его счетов, и банк обязан возместить ему украденное, однако на практике очень редко бывает так, что похищенное возвращается обратно в виртуозно выпотрошенные кошельки незадачливых клиентов.

Кража по СМС

Механизм социальной инженерии прост и практически без изменений переходит из случая в случай. Например, клиенту приходит СМС, что его кредиткой расплатились на приличную сумму, а чтобы разобраться с этим, если клиент не платил, нужно позвонить на указанный в сообщении номер. Клиент, находящийся в шоке от полученной информации - списана-то приличная сумма! - звонит на указанный телефон и по просьбе мошенника на том конце провода сам отдает ему в руки и номер карты и CVV. А потом клиенту, ожидающему торжества справедливости, ведь именно в этом его уверили мошенники по телефону, получает уже реальное СМС от интернет-банка, в котором сообщается, что с его карты сняты вообще все деньги, что там были.
Да, клиент бежит в банк, пишет заявление, потом такое же - в полиции, но рассчитывать на возврат средств ему не стоит. Он сам продиктовал мошеннику все свои реквизиты. А в таких случаях стоит винить не банк, а только самого себя.
По статистике таких преступлений случается ежедневно не менее сорока штук.
Убытки, которые понесли россияне только в прошлом году от подобного вида мошенничества составил почти полмиллиарда долларов! Около семидесяти процентов из этих денег увели через интернет-банки.

Банк платить не желает

Закон «О национальной платежной системе» гласит, что банк должен отдать клиенту украденные у него средства, если пострадавший написал заявление в банк в течение 24 часов с момента совершения преступления. Но так бывает крайне редко. Причем банки не афишируют тех оснований, по которым они определяют: возвращать деньги клиенту или не возвращать. Просто не дают и все. Объяснение примерно такое: сам отдал ключи от квартиры, где деньги лежат (т.е. реквизиты карты), проблемы не банка, а клиента. Вот если бы взломали систему защиты банка и увели деньги, то да, тогда вернут. А то, что номер телефона пострадавшего и наличие на его счету определенной суммы мошенники могли узнать только через своего человечка в банке, этого в голову банкиров не приходит, но скорее всего, приходит, конечно, но при разговоре об этом у них принято делать скучные глаза.

Извечный русский вопрос...

Что делать, когда вы оказались лохом и ваши деньги ушли в неизвестном направлении? По закону надо немедленно заявить в банк и он должен сначала вернуть клиенту деньги, снятые без его ведома, а уж потом начинать разбираться и разобраться, почему так произошло. Клиент должен обязательно иметь документ о том, что он своевременно написал заявление  в банк, в двух экземплярах.
Часто сотрудники говорят, что нет у них бланков заявления, мол, приходите завтра. Но назавтра клиент оказывается уже в пролете, так как срок, прописанный законом, уже истечет.

Когда сотрудники банка хитрят, надо потребовать с них официальный документ об отсутствии таких бланков и непременно сказать им, что с этой бумагой клиент отправится прямо в прокуратуру. Бывает, что они не напугаются, тогда надо звать свидетелей и писать заявление в главный офис организации. Если и там откажут, остается только дорога в суд. Но при этом клиент должен твердо знать, что вероятность возврата средств ничтожна.

Есть еще один нюанс, который может прокатить. Если клиент банка узнал о несанкционированной утечке денег с его счета, он должен сразу идти в полицию, а не в банк. А дальше уже можно разбираться с кредитной организацией.
Дело в том, что банк может выполнять платежные операции только по распоряжению клиента. А на мошенническое снятие клиент, понятно, никаких разрешений не давал, поэтому здесь налицо нарушение закона о защите прав потребителя. По этому закону, см.29 статью, клиент может претендовать на неустойку, на компенсацию морального вреда. Плюс штраф банку в половину от суммы исковых требований клиента за то, что он по просьбе клиента не решил его проблемы.