Очень большая часть бизнес сообщества страны была шокирована закрытием с начала текущего года более 350 тыс. организаций индивидуальных предпринимателей. Напомним, что страховые взносы с 1 января выросли с 14300 тыс. руб. до 32, 479 тыс. в год. Тем более, что эти взносы в не очень далекой перспективе должны были вырасти до 52 тыс. руб. Такие планы правительства очень сильно напугали предпринимателей и всего за каких-то неполных три месяца бизнесмены с небольшим оборотом были вынуждены отозвать регистрацию ИП. А это очень серьезная цифра, если задуматься. Поэтому на повестке дня перед находящейся у власти партии России стоит задача выработать приемлемое решение, которое будет устраивать и предпринимателей и правительство. По словам президента, принятые решения должны базироваться на «экономических реалиях». Тем более что Пенсионный фонд в результате увеличения взносов рассчитывал получить 47 млрд рублей. Но уже тот факт, что на уровне президента оперативно стал рассматриваться данный вопрос, не может не радовать. 

 

Сколько уже раз поднимались разговоры о поддержке бизнеса, о том, чтобы граждане страны были мотивированы на предпринимательскую деятельность – несмотря на все это даже многие чиновники рассматривают малый и средний бизнес как сопутствующее звено к чему-то более крупному. Нередко встречаются и несущие уничижительный оттенок эпитеты в адрес небольших компаний, которые называют «лавочками», «конторами.» А каков вообще реальный вклад владельцев небольшого бизнеса в экономику РФ? – не менее 25%. При этом обеспечиваются рабочие места, поступление налогов в казну. От данной цифры уже никак не отмахнуться. Картина станет более полной, если привести аналогии с развитыми странами, где вклад в ВВП компаний МСБ составляет более 50%, а в Америке более половины трудоспособного населения занято в малом бизнесе. Цифры говорят сами за себя. 

К числу немаловажных особенностей предприятий малого и среднего бизнеса относится и здоровая конкуренция в регионах, в результате чего приходится улучшать продукт, который дойдет до конечного потребителя. Ко всему прочему, это и более быстрое реагирование МСБ на новые отрасли бизнеса.

Говоря о проблемах малого и среднего бизнеса нельзя обойти вниманием сравнительно новую отрасль на рынке финансовых услуг – микрокредитование, которая уже буквально с первых дней возникновения переживает бурный рост. Многие небольшие компании были вынуждены закрыться из-за отсутствия оборотных средств, а банки не спешили давать кредиты. В России большое распространение получили кредитные кооперативы. Но, по мнению ряда экспертов, нынешнего количества МФО явно недостаточно, чтобы утолить финансовый «голод» россиян. Как говорят эксперты, спрос на микрозаймы (320 млрд рублей) значительно превышает существующее предложение (36 млрд рублей), и МФО отличаются от банков тем, что могут дать более полную оценку заемщику, более лояльно относятся к его кредитной истории, то есть идут на больший риск. Согласно общероссийской статистике, нужды микропредпринимателей по развитию производства составляют в среднем 300 тыс. рублей, а максимальный заем, который может предоставить МФО (согласно действующему законодательству) составляет до 1 млн. рублей. 

Учитывая важный вклад малого бизнеса в диверсификацию экономики, а также вклад микрофинансовых организаций, которые зачастую являются единственным способом для получения средств индивидуальным предпринимателям, государству нужно и дальше работать над прозрачностью деятельности МФО. Сегодня еще много встречается компаний с малой капитализацией, персонал которых нередко составляет 2-3 человека. Точно также необходимо реализовывать различные программы для предпринимателей: гранты, конкурсы с денежными вознаграждениями; это и фонды, которые помогают начинающим предпринимателям грамотно брать кредиты под свои нужды. Но ответственность должна лежать не только на местных органах самоуправления: субъекты предпринимательской деятельности обязаны создавать рациональные бизнес-планы, а ведение бухгалтерского учета должно быть максимально честным.