С момента распространения кредитных карт среди населения появился и отельный вид мошенничества, направленный на изъятие денежных средств с кредитных карт частных лиц без их ведома. На сегодняшний момент все финансовые организации предупреждают своих клиентов быть осторожными, чтобы не стать объектом мошенничества.

Для этого со стороны клиента банка требуется всего несколько условий:

  • держать пин-код от кредитной карты в строжайшем секрете. Никто не должен знать его, кроме владельца карты;
  • не вводить номер своей кредитной карты в интернете – какие бы анкеты или сайты его не запрашивали;
  • стараться прикрывать клавиатуру банкомата при вводе пин-кода для большей безопасности.

Однако и клиентов банков, и сами финансовые организации волнует один вопрос: кто виноват? Как правило, банки не желают брать на себя какую-либо ответственность за пропавшие деньги, тем более, если информация о номере кредитной карты была разглашена клиентом без какого-либо умысла.

Каким же образом может быть изъята информация о кредитной карте? Вариантов, на самом деле, очень много:

  1. Человеческий фактор играет хоть и не главную, но в то же время и не последнюю роль. Так, например, владелец кредитной карты сам может дать мошенникам номер своей кредитки, соблазнившись привлекательным и выгодным предложением приобрести какой-либо товар со значительной скидкой.
  2. Большая часть краж совершается с помощью специальной техники: например, с помощью установленного в картоприемник банкомата специального считывающего устройства; или же с помощью микрокамер, позволяющих зафиксировать набранный пин-код.
  3. Немало существует и хакерских атак на сервера банка, в результате которых преступники имеют доступ к счетам финансово-кредитной организации.

Во всех случая краж с кредитной карты пострадавшей стороной всегда был клиент банка: это он нес убытки, а банк отказывался восстанавливать утраченные суммы без доказательств причастности банка к этим кражам. Однако принятый с 1 января 2014 года закон призван поддержать клиентов – настоящих жертв мошенников. Так, теперь банки обязаны в любом случае возмещать украденные со счетов клиентов денежные средства, независимо от причины и размера суммы. Принятый закон представляет собой целый комплекс мер, направленный на скорейшее раскрытие мошеннических действий и возвращения украденных сумм на счета клиентов финансово-кредитной организации.

Во-первых, закон обязал банки извещать клиентов о проводимых финансовых операциях по счету в режиме реального времени, чтобы клиенты могли самостоятельно отследить свои траты, а значит, и моментально выявить мошеннический перевод средств со своего счета.

Во-вторых, закон предоставляет клиентам финансово-кредитных организаций кратчайший срок для подачи заявления на возмещение украденных средств – сообщить в банк о происшедшей краже нужно прямо в день совершения преступления. В любом другом случае банк не обязан возмещать утраченные средства.

В-третьих, банки, несомненно, воспользуются следующей возможностью: они имеют право самостоятельно назначать сроки возмещения ущерба. А это значит, согласно российским реалиям, финансово-кредитные организации будут максимально затягивать возмещение украденного для своих клиентов.

В-четвертых, закон принят, однако у банков нет ни квалифицированных сотрудников, ни технологических мощностей, позволяющих в кратчайшие сроки среагировать на поданное заявление о краже средств с кредитного счета клиента. Это означает, что для создания специальных отделов, обучения сотрудников и разработки их должностных инструкций потребуется довольно много времени.

В-пятых, скорее всего, необходимо будет рассмотреть условия подачи заявления о краже денег. Дело в том, что на момент кражи клиент банка может находиться за границей на отдыхе или из-за недоступности мобильной связи может вовремя не получить извещение о проведенной мошеннической операции по своему кредитному счету. Еще предстоит разработать точный протокол подачи заявления, а также сроков его предоставления в финансово-кредитную организацию.

Однако, какие бы ни были происходящие подвижки в плане расследования мошеннических случаев с кредитными счетами, это является огромным прорывом в данной области. Ведь еще совсем недавно нельзя было и подумать о возмещении украденных со счета денег. Сегодня, хоть и не на самых лучших условиях, появилась надежда хотя бы на частичное возвращение средств. Кроме того, увеличивается ответственность банка за мошеннические операции, проводимые со счетами его клиентов. Это, в свою очередь, заставит банки обратить пристальное внимание на свою систему безопасности.